24.01.2017   21:16
КАК ПОЙМАТЬ ВАНДАЛА НА УЛИЦЕ И ВНУТРИ СЕБЯ

В Братске начала свою работу система «Безопасный город». Среди прочего она включает в себя 35 видеокамер высокого разрешения, установленных в многолюдных местах города. Полицейские надеются, что система поможет в борьбе с правонарушениями, в том числе и с вандализмом. А вот эксперт «Знамени», практикующий психолог Владимир Самыкин считает, что профилактика вандализма – дело нелегкое и только видеонаблюдением ее не решить.

 

 

- Сам термин «вандалы» идет от названия племени, которое вторгалось в пределы Римской империи. Они захватывали самое ценное, что-то крушили и ломали. С тех пор людей, которые наносят бессмысленный вред, называют вандалами, – рассказывает Владимир Самыкин. – Явление «вандализм» мультикультурное и мультисоциальное. То есть, все возрасты, социальные категории, любые государства (развитые и не очень), как говорится, покорны вандализму. Не замечено и особой зависимости от культурного или интеллектуального уровня человека. Так, самый известный из древних актов вандализма совершён Геростратом, который сжёг храм Артемиды Эфесской в 357 году до н.э. из желания личной славы.

 

ОТ АВТОРА:

Давайте вспомним историю установки в Братске топиарного медведя. Когда он появился на улице Советской, к нему шли толпы людей. Невиданное для города сооружение заставляло некоторых жителей, причем не только детей, но и взрослых, вести себя так, как это делают приматы: пробовать предмет на прочность, бить его палками, отщипывать и отламывать кусочки, прыгать на нём… Городские власти попытались спасти «животное» и перенесли медведя в другое место – к гостинице «Тайга», но и там история продолжилась. И вот прошло уже 4 года. К счастью, «дикий» интерес к скульптуре спал. Люди привыкли, а значит, можно пробовать устанавливать и другие топиарные малые формы. 
 
- И все-таки, Владимир Юрьевич, в чем же истинные причины вандализма? 
- Мы видим, что некие внутренние психические предпосылки к вандализму есть практически в каждом человеке. Если мы это явление припишем только категории психически нездоровых людей, это будет в корне неверно. Если у личности есть предпосылки, но общество не дает возможности и всячески препятствует совершать подобные акты, то вандализм минимален. И обратно – если ситуация в государстве еще и «предоставляет условия» для реализации, то вандализм процветает. Это особенно характерно для периода смут и революций.
То есть любой человек при отсутствии постоянного внешнего контроля (семья, общество, полиция) либо при слабости внутренней точки контроля (совесть, этика, воспитание, наличие внутренних барьеров, таких как нерешительность, например) в сущности, способен к акту вандализма. 
Стремление личности к разрушению в той или иной степени свойственно любому человеку. Уже в детстве дети ломают игрушки. Элементарно ребенку интересно, как устроена какая-то вещь, но это одна сторона явления. А другая – человеку, чтобы жить, нужно менять окружающий мир вокруг себя. Грубо говоря, чтобы нам в Сибири не замерзнуть, надо срубить деревья, что-то выкопать, где-то перегородить, отпугнуть одних зверей, убить тех, что пригодны в пищу. Для того, чтобы получить электричество, мы построили ГЭС – перегородили Ангару, залили водой населенные пункты, леса и пахотные земли. Получается, чтобы выжить, мы нашу красивую первозданную сибирскую природу вынуждены кардинально менять вплоть до разрушения и уничтожения. Но это так называемые социально позитивные проявления «агрессии». Когда агрессия в виде активности применяется в таком ключе, мы получаем промышленность, спорт, сельское хозяйство, медицину. Та активность, которую мы называем агрессией, необходимая сила, благодаря которой человек идет и созидает, строит вокруг себя что-то новое. Но если мы используем эту энергию не в мирных целях – на выходе получается негатив в любых самых печальных проявлениях, включая вандализм. 
Если смотреть под другим ракурсом, то вандализм – ущербный, неудачный, мерзкий способ самореализации. Что человек делает? Он бессмысленно портит. Например, на свежеокрашенной стене ставит какую-то гнусную надпись или знак, причем анонимный, чтобы его не заставили компенсировать нанесённый ущерб. Вандал ставит знак, понятный только ему или узкому кругу – ходит мимо стены, тихо радуется, таким образом, как он сам считает, он самореализован и самоутвердился. 
Для подросткового вандализма характерны групповой характер и спонтанность. С физиологической точки зрения, у молодых людей переизбыток энергии – они здоровые, нет усталости от жизненных невзгод, а подростки, как правило, еще и находятся на обеспечении родителей, ничем серьёзным не заняты. При таком раскладе обязательно возникает непреодолимое внутреннее побуждение потратить скопившуюся энергию.  
И вот такие молодые люди от переизбытка энергии что-то ломают – малые формы, детские площадки, в общем, все, что подвернется под руку. Еще и видео снимают, которое затем выкладывают в сети. Сломав что-то, они «греются в лучах славы». И чем ценнее испорченный объект, тем выше в их понимании самооценка и статусность. 

- Так как же бороться с вандализмом? 
- Дело в том, что, в отличие от человека разумного, человек инфантильный, с незрелой психикой не готов преодолевать трудности, учиться, работать, вкладывать усилия. Проще что-то за пять минут сломать, два дня радоваться и хвалиться, однако потом слава «перестает греть» и всё начинается заново.
В основном ответственность за такие поступки несут родители. Они, конечно, могут говорить, что они работают, им некогда заниматься с детьми, есть же школа и полиция. Но зачем вы тогда работаете, чтобы потом «сухари сушить» и носить передачи своим детям? Воспитание, в первую очередь, это кропотливая работа родителей, цель которой, как минимум, чтобы ребенок не был опасен для общества. У ребенка должны быть обязанности по дому: помочь маме принести сумку, выполнить уборку. Плюс неплохо, если у ребенка есть какое-нибудь хобби, увлечения. Всё это позволяет часть, а возможно, и всю энергию потратить в мирных целях. 
Само по себе посещение школы уже учит нахождению в социуме – общаться с учителями, сверстниками, соблюдать режим, быть ответственным. Человек должен быть занят, только так формируются волевые качества, которые являются своеобразным барьером от всего нехорошего и опасного. Сейчас есть масса возможностей стать волонтером, заниматься спортом, общественной работой, и таким образом тратить свою энергию продуктивно, самореализовываться, развиваться. 
Я не сказал по сути ничего нового. Профилактика вандализма - нелегкое дело, это комплекс мер и воздействий: государства, общества, каждого гражданина. Но каждодневный родительский труд, чаще всего неблагодарный и неоцененный детьми – сердцевина этого процесса.

 

СПРАВКА:

 

 

На реализацию проекта «Безопасный город» из областного бюджета выделено 25,5 миллиона рублей, а для монтажа оборудования проложили почти 30 километров волоконно-оптических линий связи.
В городах Иркутской области, где система «Безопасный город» работает уже давно, результаты говорят сами за себя: в Иркутске в 2015 году количество преступлений сократилось на треть, в Ангарске за год снизилось на 25%. Всего же по Иркутской области система «Безопасный город» помогла своевременно выявить 549 правонарушений.  
Помогает система бороться и с вандалами. Достаточно вспомнить разрушенные малые формы в Парке металлургов, фасад Братского драматического театра или светодиодные конструкции на площади Ленина. 


Олеся КЛЕШКОВА



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .