В редакцию «Знамени» пришло письмо от неравнодушных братчан. Жители города обеспокоены возможными кардинальными изменениями и вмешательствами на территории музея под открытым небом «Ангарская деревня». За комментариями мы обратились к начальнику департамента культуры администрации Братска Игорю Кравцову.
- Здравствуйте, Игорь Анатольевич! Братчане обеспокоены ситуацией с работниками музея «Ангарская деревня». Из-за чего, на Ваш взгляд, возник конфликт?
- Добрый день! На самом деле никакого конфликта нет. Поясню свою позицию. Так сложилось, к большому сожалению, что сегодня молодежь неохотно идет работать в учреждения культуры. В первую очередь, из-за небольших зарплат и отсутствия жилищной перспективы. Вот и получается, что средний возраст работников учреждений культуры далеко за 60, а это зрелые люди, за плечами которых большая часть прожитой жизни.
За десятилетия в каждом учреждении культуры формируются определённые традиции, направления. То есть, появляется что-то устоявшееся. И вот с учетом среднего возраста работников культуры и традиций, позволю сказать, что далеко не все готовы принять нововведения, не все готовы соглашаться с прогрессивными движениями. Так было во все времена и так будет всегда. Изменить мировоззрение устоявшегося коллектива очень сложно. Я прихожу на встречи с коллективом музея и часто слышу фразу: «Так было всегда». Смысл её понятен и прост: "Для чего что-то менять? Для чего совершать какие-то движения в сторону, пусть и улучшения, если можно прожить и далее относительно комфортно?".
Если позволите, процитирую слова советника министра культуры РФ, генерального директора Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры Михаила Брызгалова: «Музеи, пожалуй, самые консервативные учреждения культуры. Но сегодня они претерпевают радикальные трансформации, причем, с огромной скоростью. Хотя четыре основные функции музея – собирать, изучать, хранить и популяризировать – никто не отменял. Музейное сообщество понимает: если мы не будем меняться каждый день, не будем интересными, то станем никому не нужны».
На сегодняшний день перед музейной культурой стоит важная задача – сохранить всё нажитое, приобретенное, созданное и, по возможности, грамотно трансформировать и поставить на службу людям, чтобы это было интересно. Я всегда говорю своим коллегам, что если мы не будем себя хвалить, популяризировать, хвастаться (в хорошем смысле слова "пиарить"), то к нам никто не пойдет, мы не будем нужны.
Представим, что человек приходит в музей, смотрит на стенды и экспонаты. Возможно, он придет туда второй раз. И уже совсем из области фантастики, что горожанин совершит третий поход в тот же музей, на ту же выставку. Сегодня людей не интересуют старые ржавые гвозди.
Горожане хотят праздника в хорошем смысле слова: ведь это встреча, это общение, это обсуждение. Так почему же мы должны отказываться от организованного отдыха? Наша задача не только получить деньги за входной билет, доходы от которого идут, в том числе, и на решение огромного количества задач, что стоят перед учреждением, но и предоставить ряд услуг. Это могут быть и качели, и беседки, и лавочки, и различные интересные малые формы, занятия, сопряженные с активным отдыхом. А кому-то надо просто полежать на лужайке, как в Александровском саду. Значит, кто-то должен ухаживать за газоном, формировать ландшафт, ухаживать за прилегающей территорией, лесным массивом.
Что касается ресторана/бара/кафе/трактира на территории Ангарской деревни... Да, повторюсь, именно на территории Ангарской деревни, а не в самой деревне, как ошибочно полагают некоторые братчане. Строительство такого заведения общепита сопряжено с соблюдением целого ряда нормативов и разрешительно-согласовательных процедур и не делается за один день, поэтому работа в этом направлении только ведется.
- Значит, Вы считаете, что конфликт возник из-за определенного консерватизма музейных работников?
- Повторюсь. Я считаю, что конфликта нет никакого вообще. Даже слово «конфликт» здесь не подходит в принципе. Есть откровенный саботаж, непонимание или нежелание одного сотрудника, максимум двух, двигаться вместе со всем коллективом в том направлении, которое определено департаментом культуры. И это не зарабатывание денег - это популяризация музеев. Они должны! Просто обязаны быть притягательными, интересными местами отдыха и встреч. Может быть, даже местом паломничества, чтобы отдыхающие хотели приехать в Ангарскую деревню с семьей, при этом получив услуги в полном объеме в течение всего дня.
По данным на 22 июня, из музея уволились 7 человек. В первую очередь, сторожа, чьи расходы на оказание услуг по физической охране объекта сегодня переданы охранному предприятию. Это выгодно для музея, мы так же, как и все, считаем бюджетные средства, а потому стараемся их использовать максимально эффективно. Поэтому часть сотрудников пришлось уволить, таким образом была проведена оптимизация.
Есть явное нежелание исполнения некоторыми сотрудниками своих прямых обязанностей. Конечно, в таких случаях руководство начинает интересоваться: почему собственно этот протест происходит и до каких пор это неподчинение будет продолжаться? В этот момент некоторые работники пытаются трансформировать обязательства, прописанные в должностной инструкции, и превратить это в «давление со стороны руководства». Стоит обратить внимание, что мы действовали чётко, в соответствии с трудовым законодательством: и, если есть претензии, то есть и официальные замечания, и выговоры. Думаю, само собой разумеется, что такие сотрудники не нужны ни в одной организации. Прошу заметить - при этом со стороны некоторых СМИ опять же был вызван непонятный, нездоровый ажиотаж.
- В чем требования этих людей? Чем конкретно они недовольны?
- На протяжении целого полугодия мы готовились к празднованию 385-летия Братска-острожного и работали, не покладая рук. У нас было желание, стремление, энтузиазм, цель. Мы выполнили столько работы, сколько до этого - за 35 лет существования Ангарской деревни и 50 лет музея - не сделал никто. Нам есть, чем гордиться! Естественно, когда руководство музея сообщило о предстоящей работе, грядущих изменениях и переменах сотрудникам, не все обрадовались – надо же работать. На мой взгляд, это выплеснулось именно сейчас и именно в такой форме.
- Вы готовы разделить ответственность за то, что приняли, может быть, не совсем правильные решения?
- Я скажу вам так: если бы у нас была изначально хотя бы тень сомнения в правильности нашего выбора, в верности нашего движения на пользу городу и его жителям, если бы мы не просчитывали заранее все риски - мы не взялись бы с новым директором музея и руководимой им командой за начатое дело! Уверен - мы были абсолютно логичными и правильными в своих решениях!
Сегодня принят ряд кадровых решений, которые мне трудно комментировать. Но! Бывает, что иногда надо сделать шаг назад, чтобы сделать потом несколько шагов вперед.
Мы говорим слова самой искренней благодарности тем, кто помогал нам практически каждый день: сотрудникам департамента культуры, специалистам отдела спорта ДФКиС, работникам контрольно-счетной палаты администрации Братска, клубу жилого района Порожский, сотрудникам Централизованной библиотечной системы Братска.
Вопросы задавала Олеся КЛЕШКОВА
|