Идеально круглое, в плотном синем чехле, пусть даже припудренном пылью российских дорог, оно напоминает подарок. За праздничную ленту упаковки можно принять тугие стропы, которыми многотонный стальной груз притянут к платформе специального автопоезда. За открытку – сопроводительные документы на груз, закрепленные на чехле. Доставщику (перевозчику) эти бумаги необходимы для ГИБДД. Все, с доставщиком пора прощаться: рабочее колесо на месте. День-другой на таможенные процедуры - и колесо обретет постоянную братскую прописку (перейдет в собственность станции).
«Мы действительно можем считать это подарком к предстоящему юбилею станции, который отмечаем в ноябре, - говорит директор Братской ГЭС Андрей Вотенев. Несмотря на отпуск, в такой день он на станции. – С поставкой этого колеса очередной этап модернизации основного оборудования гидростанции, по которому предусмотрена замена шести рабочих колес гидроагрегатов, можно назвать завершенным. Конечно, предстоят еще большие работы на месте, но это уже наша забота. Опыт по монтажу имеется и в ходе капитального ремонта шестой «машины» только что прибывшее колесо встанет на место прежнего. Того, что за долгие десятилетия отработало свой ресурс».
Шестое на шестой
Так совпало, что шестое по счету колесо второго этапа модернизации пойдет на шестой гидроагрегат. Но эта работа не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. На монтаже пока еще предыдущее пятое колесо, которое пришло на станцию в феврале. Оно в ходе капитального ремонта девятой «машины» займет место в самом сердце турбины. «Новичок» к месту постоянной прописки будет привыкать пока на складе временного хранения, то есть на площадке у машинного зала. По плану работы по ремонту шестого гидроагрегата начнутся в сентябре (корректнее будет сказать - осенью).
В некоторых СМИ прозвучала информация, что с поставкой на Братскую ГЭС шестого рабочего колеса австрийской фирмы произойдет замена последнего из 12 отработавших колес. Однако на станции задействованы 18 гидротурбин, а значит, и столько же колес. Все они приблизительно одного возраста, т.к. запускались в строй в период с 1961-го по 1967 годы, когда шло строительство Братской ГЭС. Поэтому есть еще что менять. Другое дело, что пока об этом не идет речь. А вот в рамках ранее принятой ЕвроСибЭнерго программы модернизации по станции действительно все выполнено.
По первому этапу на Братской ГЭС в период с 2004 по 2010 годы проиведена замена рабочих колес на шести гидротурбинах.
В сентябре 2011-го в рамках Байкальского экономического форума ОАО «Иркутскэнерго» подписало контракт на поставку ещё шести рабочих колес для модернизации гидротурбин (второй этап). В течение трех лет: с 2012 по 2014-й контрактом предполагалось проектирование, моделирование, изготовление; начало поставки (первое РК - поставка февраль 2014, второе - сентябрь 2014) с 2014-2016 по два рабочих колеса ежегодно. 15 августа 2016-го доставлено последнее колесо по этому контракту.
У каждого своя история
Казалось бы, можно привыкнуть, все-таки с 2004-го принято 12 рабочих колес. Но на Братской ГЭС это всякий раз подготовка, волнение и ответственность. С начальником отдела капитального строительства Борисом Красноштановым вспоминаем истории доставки каждого. Семь колёс доставлялись в Братск воздушным путем на транспортном авиационном самолёте-гиганте АН-124 по имени «Руслан». Потребовались исключительные особенности выгрузки из самолета на трал, что заняло полдня – день (на первых «поставочных» колесах). Далее была почти экстремальная в зимние периоды полуторачасовая транспортировка из аэропорта до станции. Тогда как обычно этот путь в 12 километров занимает 20 минут.
Оставшиеся пять колес решено было доставлять, минуя воздух, т.е. по воде и автомобильным дорогам. К шестому эта схема уже достаточно обкатана. С завода-изготовителя расположенного в австрийском городе Санкт-Пельтене, колесо сначала доставляется по водному пути на пароме в Санкт-Петербург, затем перегружается на специальный автотранспорт, обеспеченный московским представительством компании "Voith Hydro", со скоростью не более 60 километров в час движется в Сибирь.
Первый такой путь, проделанный рабочим колесом из Австрии в сентябре 2014 года, представители завода-изготовителя запечатлели на видеокамеру, чтобы снять об этом фильм. Все-таки путешествие более чем в пять с половиной тысяч километров тяжелый груз проделывал впервые. Хотя до этого уже были поставки на Угличскую ГЭС, в Дагестан. Но чтобы в Сибирь…
С Борисом Валентиновичем Красноштановым рассуждаем о том, что первое колесо «катилось» до нас больше двух месяцев. Шестое уже наполовину меньше. Приходим к выводу, что доставщик за это время набрался опыта транспортировки да и дороги стали получше. Чего стоит только прошлогодний ввод участка трассы «Байкал» от Тулуна в Нижнеудинском районе, который ликвидировал гравийные разрывы так называемого Московского тракта.
Теперь это памятник
Как только начала действовать программа по замене рабочих колес и «было отправлено на пенсию» одно из первых (вообще-то на постаменте стоит второе колесо с ГА № 17, первое с ГА 16 ушло в утиль), энергетики Братской ГЭС в знак благодарности за многолетний труд решили увековечить его в виде памятника на постаменте перед входом на территорию станции. Световое табло по верхнему ободу старого колеса дублирует норму выработки электроэнергии, которую отсчитывает главный счетчик машинного зала. А у подножия ветераны Братской ГЭС ПАО «Иркутскэнерго» высаживают цветы и молодые деревья.
Зачем было нужно
Новое другое и по массе, и по структуре металла, и по количеству лопастей – самого уязвимого места колеса, потому что именно лопасти или лопатки, как называют их профессионалы, принимают на себя мощные, ниспадающие потоки водной массы, придающие вращение РК, удары ангарской волны. Колеса последней модификации легче по объему, хотя и превышают <75 тонн, выполнены из нержавеющей стали. У них меньшее количество лопастей. Очень хочется, чтобы служили они долго и с лихвой оправдали задачу модернизации.
А она заключается в повышении коэффициента полезного действия гидроагрегата на 5-7 процентов относительно старых заменяемых. Средняя окупаемость одного рабочего колеса по расчетам займет порядка 5-9 лет в зависимости от задаваемых региональным диспетчером режимов загрузки, работы стации.
Как подтвердил в день приема очередного рабочего колеса Братской ГЭС главный инженер станции Павел Илюшин, в процессе эксплуатации с прежними колесами, отслужившими свой ресурс, агрегаты работали уже с пониженным КПД. В целом ввод нового оборудования в работу повысит эффективность работы гидроагрегата, за счет чего увеличится эффективность и производства электроэнергии.
В руководстве компании ЕвроСибЭнерго дополняют, что в целом реализация этапа программы «Новая энергия» по сибирским гидростанциям к 2018 году позволит выработать дополнительно экологически чистой электроэнергии ~ 1,5 млрд кВт/ч. в год, используя тот же объем воды. Экологический эффект заключается в том, что электрическая энергия способна частично заместить энергию угольных электростанций. А это и экономия угля до 800 тыс. тонн в год, и сокращение выбросов парниковых газов угольных электростанций в атмосферу на 2 млн тонн в год. Ради чего любые затраты можно считать оправданными.
Алла ТИРСКИХ
|