На сцене почти все, как дома: стол, диван, плитка, холодильник. И только наличие фанерных фигур Ивана Наймушина, Лидии Руслановой говорит о том, что зрителя ждет погружение в прошлое Братска.
И произойдет это в Братском драматическом театре при абсолютно пустом зале, а он — зритель, на протяжении всего действа будет вместе с актерами на сцене. У него не получится выйти в буфет во время антракта, потому что спектакль идет без перерыва. Те, кто получил места в первом ряду, будут вдыхать цементную пыль от спецовок героев и поджимать ноги, когда два героя-неудачника у пенька начнут рассуждать о том, как по разным причинам они потеряли себя в молодые годы. А потом уже всеми рядами мы вдыхали аромат шкварок с горячей сковородки и перешептывались друг с другом: «А зачем тут живой петух и где его взяли?».
Вот такая обстановка во время документального спектакля о Братске. Я умышленно пропустила премьерный показ «Навстречу утренней заре». Хотелось до просмотра услышать отзывы первых зрителей, чтобы сверить их с собственным восприятием. А еще хотелось узнать, как режиссер постановки оценила реакцию импровизированного, всего на 60 человек, зала.
За час до первого звонка мы беседуем с Верой Поповой, молодым режиссером, уже имеющей опыт работы над десятками спектаклей, в том числе и в Иркутской области. Она рассказывает о рождении постановки, отмечает, что главным посылом к написанию пьесы стала историческая дата – 55-летие Братской ГЭС. Пьеса основывается на документальных фактах. В драматургии такая техника называется «вербатим», что в переводе с латинского значит «дословно». Причем «дословно» относится не только к сюжетной линии спектакля, но и к речи актеров. Так что не просто камерная обстановка с отсутствием границы между залом и сценой объединяет зрителя и актеров, но и язык, который точь-в-точь такой же, что мы слышим в автобусах, на улицах, в магазинах, подъездах.
Автор пьесы Юлия Тупикина на основе этой речи строит общение героев. Осенью прошлого года Юлия больше месяца провела в Братске, бывала в музеях, встречалась с теми, кто насквозь пропитан Братском, его историей, идеологией, духовностью, героизмом. Среди визави сценариста были первостроители, энергетики, работники культуры. Они же стали прототипами героев.
Несмотря на то, что в целом сюжет пьесы «Навстречу утренней заре» вымышленный, но внимательный зритель сразу поймет, кого играет ветеран Братскгэсстроя – в прошлом инженер, а сегодня, в силу возраста и смерти жены, потерянный старик в исполнении В. Куликова. Он то мнит себя в образе Наймушина, то надрывно в споре с юным повесой отстаивает праведность идеи сотворения Братска. В заслуженной артистке РФ И. Кузнецовой легко угадывается ее героиня – начальница музея, от отца подхватившая дух первопроходцев Братска. Зою - дочь врага народа, в прошлом продавщицу книжного магазина – никто не играет, о ней только говорят. Но и эта история реальна, а сама Зоя Александровна живет среди нас. Узнаваем и «умный человек Виктор», на которого периодически ссылаются герои. Его прототипом стал один из директоров Братской ГЭС.
Все истории героев списаны с жизненных и трудовых страниц наших земляков. Как и биография Наймушина, которую по сценарию учит новая сотрудница музея, они документальны. Именно прототипы стали первыми, кто задолго до постановки прочитал сценарий.
А вот тут надо остановиться
Сценарий при первых прочтениях, мягко говоря, не порадовал братчан. А если еще точнее, напугал и даже оскорбил наличием негативных реалий сегодняшней городской жизни. Не братской, а именно городской, потому что моменты безработицы, оттока молодежи в мегаполисы, семейные трагедии с разводами свойственны всем небольшим городам. Но одно дело это знать, переживать, и совсем другое – переносить на сцену. Тем более, известно, что театр не зеркало, а увеличительное стекло. «Так зачем же увеличивать болевые точки, - рассуждали, читая сценарий братчане. Зачем негативом перечеркивать всю легендарность Братска, сводить на «нет» завоевания старших поколений?».
Сегодня эти люди утверждают, что режиссер Попова за полтора месяца работы с труппой сделала невозможное. Председатель общественной палаты Братска, заслуженный строитель РФ В. Фомин рассказывает, что после премьерного показа состоялось стихийное обсуждение спектакля. Зрители поблагодарили актеров, режиссера, художника-сценографа.
«Работа выстрелила»
Спустя два дня в разговоре о спектакле Валерий Александрович добавил: «Я бы название поменял на «Вечерний звон», потому что у этой песенной строки есть продолжение: «Как много дум наводит он». Это, конечно, можно расценивать как шутку, а всерьез далеко не каждый город удостоен чести показать себя со сцены. «Навстречу утренней заре» - эпохальное событие для города. Вера Попова смогла прочувствовать Братск и понять, что ранит сердца ветеранов.
Образ Наймушина на протяжении всего действа с нами. Он словно смотрит через годы и говорит, мы, мол, смогли – построили, возвели, открыли. И все это вопреки обстоятельствам. Теперь ваш черед противостоять обстоятельствам. Сумейте выстоять и прожить так, чтобы и вам было, что передать потомкам.
Меня не оставляет мысль о дальнейшей судьбе спектакля. Театр – хоть и душа города, как гласит лозунг на здании этого прекрасного храма искусства, но кассовый сбор еще никто не отменял. В том камерном варианте с малым числом зрителей новому спектаклю устоять в репертуаре будет трудно. Неплохо бы продумать вариант с просмотром из зрительного зала.
Свой вариант проката спектакля видит руководитель департамента культуры администрации Братска Евгений Гудков: «Думаю, как бы «Навстречу утренней заре» запустить в варианте закрытого показа по образу того, что существовал на федеральном канале. В студию приходил подготовленный зритель, просмотр заканчивался обсуждением. Коллективам рекомендую посмотреть, людям, которые сегодня спешат на заводы, электростанцию или в коммерческие компании, очень полезно знать, как зарождался город».
Дальше уже не как чиновник, а как зритель, история семьи которого тоже нашла отражение в спектакле, Евгений Гудков коротко сказал: «Работа выстрелила».
Будет жарко
Рикошетом этот «выстрел» прошел по улицам Братска, его заводам, фирмам, названия которых звучат в спектакле. Здесь же используются кадры киноленты «Битва у Падуна», звучат строки из поэмы Евтушенко «Братская ГЭС». Несколько микроисторий создают целостную картину вчерашнего и сегодняшнего города. Зритель еще раз вспомнит, что Братск начинался с палаток. Услышит, что будущий гидромедведь Иван Наймушин буквы учил по вывескам на торговых лавках Красноярска, а грамматику оттачивал, переписывая текст романа «Война и мир». А еще зритель станет свидетелем спора поколений и сам определится, чью сторону занять.
«Переломилась пополам эпоха и нас переломила пополам», - говорит герой ветерана Братскгэсстроя. Но ведь всегда надо искать возможности для изменения ситуации. Когда в ходе спектакля открывается занавес, и зритель со сцены видит пустой зал, кажется, вот он – простор для действий.
Еще один мостик из легендарного прошлого в будущее прокладывает радиостанция «Заря». Ведущий на протяжении всего спектакля выводит в эфир судьбы братчан. В ходе вещания несколько раз повторяет слоган «В эфире радиостанция «Заря», не переключайтесь, будет жарко». Именно эта фраза для меня стала отгадкой смыслового посыла спектакля: в начале становления Братска было жарко не только от работы, но и от идей, водопада романтики, любви и надежд. И эти времена, когда вновь будет жарко, у Братска еще будут.
Алла ТИРСКИХ
фото - nashbratsk.ru
|