(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 32)
Стыдно признаться, но мне, журналисту с опытом работы в советской печати, пришлось задуматься над шапкой газеты «Красное знамя» за 1967 год. «Здравствуй, новый, юбилейный!» - синим по белому выведен колонтитул первого номера. В голове начался перебор таких дат, как рождение города, Братскгэсстроя, крупных промышленных производств. Через несколько страниц стало понятно: в 1967-м исполнялось 50 лет Советской власти. А значит, и вся идеология газеты будет подчинена этому. Но мне не было скучно перебирать подшивку этого года.
К чести коллег и руководства издания, надо сказать, что газета не просто восхваляла эпоху, начавшуюся с выстрела легендарного крейсера «Аврора» в октябре 17-го года или описывала заслуги Ленина как «неусыпного стража революции». Очень интересны очерки о старых большевиках - свидетелях и участниках таких исторических событий, как разгром банд Колчака и Деникина в Сибири. И это ничего, что со временем произойдет переоценка личностей этих «врагов Советской власти», простые люди верили в правое дело и откликались на призывы государства. К празднованию великой даты и освещению ее в газете мы еще вернемся, а пока о том, чем жил Братск в 1967-м.
Когда еще писали письма
Сегодня слово «письмо» остается, к сожалению, только в деловом лексиконе. Его первоначальный смысл заменен электронным продуктом в виде сообщений и постов. Настоящую ностальгию по конвертам с адресом и рукописным строчкам на бумажных листах в клетку или линейку вызывает репортаж «Знаменки» из отдела сортировки Братского узла связи.
Автор Б. Преловская попала туда в горячую предновогоднюю страду. 18 сортировщиц во главе с начальником отдела Еленой Михайловной Неродовой выполняли в нашем городе работу по направлению писем к адресатам. В 1967-м 119 почтовых ящиков было в городе к услугам братчан, направляющим свои письма родным, друзьям и близким. Дважды в день машина вынимала из них конверты. Корреспондент была свидетелем утреннего сбора. «Несколько мешков (в таких возят зерно), туго набитых письмами, падают на транспортер, - читаем в репортаже. – Открываем один. Конверты, конверты. Сколько судеб сразу же оказываются в руках сортировщиц. Первым делом раскладываем их на авиа и земные, те, что поедут к адресатам поездом. Отдельной стопой ложатся открытки и международные письма».
В день визита корреспондента на сортировку было отштамповано и разложено по направлениям 52 тысячи писем. За месяц, как сказала Е. Неродова, в среднем получается 250-260 тысяч. А за предыдущий 1966 год через Братский узел связи прошло 2 529 631 письмо. Для тех, кто не хочет разбираться с нулями, скажем, что это более 2,5 млн писем.
И снова цитата. «Из-под рук сортировщиц текут в белых конвертах реки чувств, клятв, призывов, покаяний. На какое-то мгновение кажется, что весь мир погружен в эти конверты, а люди в мире только и делают, что пишут письма. И не дай Бог в этом море писем сортировщику ошибиться. Будет плутать чье-то горе или радость по земле».
А дальше и вовсе зачитываешься репортажем. Сортировщицы рассказывают, что, не отходя от рабочего места, они знают, какие перемены происходят в городе. Растет при разборе кучка писем в какую-нибудь область - все ясно, значит, накануне оттуда десант строителей прибыл в Братск и вот отписываются родным. Пальцы работниц профессионально определяют, в каком письме фотографии, в каком – деловые бумаги, открытки. Неформатные, в которые адресат положил овощные семена, значки или украшения, откладывают в сторону. Их надо возвращать хозяину. Но самое страшное - письма без адреса: «эти жалкие безликие бродяги на фоне самодовольных расписанных конвертов».
Оказывается, есть такое правило на почте - немедленно вскрывать конверты без адреса. И это не любопытство: врач вскрывает нарыв, чтобы вылечить, а почтовые работники, чтобы найти адресата по попутному адресу, упоминанию фамилий или подробному сообщению своего местопребывания. Чаще бывает, что зацепка есть. И вот пример. При разборе писем из мешка обнаружился чистый конверт. Сортировщицы стали читать. Пишет шофер своей жене, что не может жить без нее, просит приехать в Братск с детьми, а если она не вернется и не ответит на письмо, он уедет, куда глаза глядят, и адреса не сообщит. И имя в конце. Как же оставить такое письмо без адресата?
Начальник отдела сортировки обзвонила все автоучастки в городе. У начальства узнала о водителях с таким именем, которые здесь без семьи, и просила их прийти на сортировку. Пришли больше 10 человек. Среди них и автор письма. Он благодарил работниц и признался, что в спешке и под эмоциями забыл подписать конверт.
А сколько историй с одноименными населенными пунктами! На сортировке корреспондент узнал, что в Союзе девять Комсомольсков, 12 Красных горок, десятки сел и деревень с названиями Широкое, Чистое, Болотное, Лесное. И в заключение - имена тружениц сортировки узла связи г. Братска 1967 года, в чью смену писался репортаж для «Знаменки»: Тамара Павлишина, Клавдия Ромашова, Зинаида Бочкарева, Евдокия Красинская.
Фестиваль «Ангарские зори»
Понятно, что в 1967-м это ежегодное культурное мероприятие Братска было посвящено юбилею со дня установления Советской власти, а потому и пройти он должен был на «особом подъеме». Так и случилось: с отборочных туров до финала смотра и выступления самодеятельных артистов на областном фестивале «Красное знамя» рассказывает об этом. Удивляет размах творчества людей, которые в обычной жизни трудятся на стройке, в милиции, здравоохранении, на железой дороге, а по вечерам приходят в клубы. Радует и кадровый состав работников культуры. Вот клуб «Юность» под руководством директора Светланы Пригожих, в котором работают хоровой, драматический, танцевальный кружки, а также духовой и эстрадный оркестры, фотостудия.
Танцы ведет выпускник балетной студии В. Крылов. Драматический кружок – режиссер студии телевидения Ф. Попова, долгие годы работавшая в Пермском драматическом театре. Сама Светлана Пригожих – профессиональный культработник с опытом работы в Иркутской филармонии.
На этом же фестивале отлично выступил секстет медиков, занимающихся в Вихоревском доме культуры железнодорожников. Молодой врач-рентгенолог Альберт Малеев сумел найти еще шесть творческих коллег и собрал их в вокальную группу. Пожарный по основной специальности Павел Кичигин на базе клуба «Восход» сумел собрать молодежь в оркестр народных инструментов. Металлурги только что начавшего работать Братского алюминиевого завода создали мужской вокальный ансамбль. И с «Маршем металлургов» дошли до областного этапа. Мужской ансамбль инженеров проектной конторы «Гитурист» всех покорял исполнением бардовских песен – только что зарождавшегося вида вокала.
Как следует из корреспонденции о смотре, на концертах всегда присутствовало руководство предприятий, а жюри было из представителей областного управления культуры.
Наш любимый «Прометей», или Как захлебывалась касса
На этой неделе новостные ленты сообщили о продаже в Братске очередного муниципального объекта. Им стал книжный магазин на улице Подбельского. На этом фоне хочется рассказать об открытии магазина «Прометей» на улице Кирова в 1967 году.
Репортаж об этом в газете «Красное знамя» начинается предложением: «Это надо было видеть». А дальше рассказывается о том, как был воспринят горожанами книжный магазин, какие отделы встретили первых покупателей. «Касса захлебывалась, отстукивая чеки. Казалось, что длиннющая очередь не движется с места, на самом деле покупатели все пополняли и пополняли ее. А из отделов слышалось: «Девушка, может, еще остался Джон Рид?», «Нет, нет, я первый просил Булгакова», «Детектив «Перстень с печаткой» посмотрите»…
15 февраля, как и положено, с разрезанием красной ленточки был открыт «Прометей». Вначале это был просто магазин под номером 12, а позже родилось название. Отдел научно-технической литературы в нем возглавила Антонина Воронцова. Общественно-политической – Валентина Косенок, художественной – Людмила Гитиятуллина. В подписных изданиях покупателей встретила Нина Константинова, которая пришла из Падуна. Кстати, практически все заведующие первого набора, включая Татьяну Резник, Лидию Каменеву, имели специальное образование и были выпускницами Новосибирского книжного техникума.
Директором магазина была назначена Антонина Василькова. Она-то и рассказала нашему корреспонденту, что в день открытия в новом магазине продали книг на 1900 рублей при месячном плане в 9500. И что у магазина впереди долгая и интересная жизнь с открытием здесь клуба любителей книги, проведением творческих вечеров и читательских конференций. В общем, все так оно и было. И жаль, что «Прометея» нет.
Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)
|