Любительские и профессиональные, качественные и не очень… У каждого из нас есть фотографии, на которых запечатлены важные события из жизни. Одни снимки мы делаем сами, другие доверяем профессионалам. Сегодня в гостях у «Знамени» известный братский и иркутский фотограф Эдуард Скиба. Он занимается фотографией с детства, а это уже почти 40 лет.
- Эдуард, как вы считаете, фотограф должен учиться профессии или это внутренний дар?
- Конечно же, внутренний мир, хобби. Недаром говорят: «Если ничего не умеешь делать, иди в фотографы». Именно твое видение этого мира и делает фотографии классными. То есть, обучиться технической стороне вопроса несложно, только было бы желание: сейчас и вся техника доступна, и в интернете куча обучающих материалов, множество видеокурсов, книг. Чему раньше в основном учили фотографов в профучилищах? Там учили правильно работать с химией, например, как проявить пленку. Урокам композиции, каким-то художественным вещам уделялось мало времени.
- Многие считают себя профессионалами только потому, что имеют дорогостоящую технику…
- Сейчас очень много молодых людей – и парни, и девушки начинают фотографировать. Кому-то это действительно нравится, а кто-то, возможно, просто не нашел себя в других профессиях или не смог устроиться на работу, потому и думают: «Сейчас быстренько денег на фотографиях заработаем». У кого-то на самом деле получается, потому что есть видение картинки, другие хорошо работают с людьми. При этом я знаю ребят, которые фотографируют уже 10 лет, но у них так ничего и не получается, они не понимают элементарных вещей – отобрать бы у них фотоаппарат и не подпускать больше к этой профессии.
Именно сейчас, мне кажется, профессия фотографа не в почете. Потому что фотоаппараты есть у всех под рукой, в том же телефоне. Сам был свидетелем ситуации, когда молодожены выходят из ЗАГСа и кто-то из гостей кричит: «Внимание, приготовились!». В это время присутствующие достают свои смартфоны и начинают снимать.
Профессия фотографа потеряла свою ценность из-за массовости, доступности. Например, раньше девушки неохотно шли работать фотографами – надо было заниматься с химией, проявлять ночами. Теперь же, в эпоху цифровых технологий стало намного проще – ты видишь уже на компьютере где и что не получилось, можно что-то исправить в «PhotoShop». На пленке это было бы сделать сложнее, точнее, невозможно. В «PhotoShop» можно исправить «косяки», затереть мусор, бутылки. Или спрятать прыщики, замазать мешки под глазами… Но я считаю, что нельзя злоупотреблять, так недалеко и до безвкусицы. Или же получится совсем другой человек на фотографии, и его совсем не узнаешь.
Кстати, у девочек получается лучше фотографировать. Всё-таки они более эмоциональные, у них более художественное восприятие действительности, поэтому у девушек в принципе более интересные работы. Если посмотреть снимки парней – достаточно ровное творчество, но фотографии одинаковые, шедевры встречаются реже, чем у девушек.
- Где и у кого можно научиться искусству фотографии в Братске?
- Сначала, наверное, надо посмотреть видеоуроки по использованию фотоаппарата, по его техническим настройкам. Одновременно с этим стоит изучить и художественную сторону – композицию, работу с цветом и светом. И в какой-то момент обязательно стоит посетить мастер-классы. Потому что некоторые вещи никак не «доходят» из книжки, их понимаешь только в живой беседе: буквально одно слово профессионала - и меняется ваше мнение о фотографии, открываются глаза на элементарное. Такое открытие я сделал для себя по ходу обучения у мастера из Москвы. Я сам не единожды посещал мастер-классы и в Иркутске, и в Красноярске, и в Новосибирске.
В Братске почему-то пассивный народ. Бывают звонки-предложения: «Давайте проведем мастер-классы», «Давайте откроем фотошколу, мы хотим учиться». Только делаешь объявление о наборе – приходит два человека. А вот индивидуальные занятия пользуются популярностью.
- Сколько надо потратить денег и что приобрести, чтобы начать заниматься фотографией?
- Начинающий фотограф может вписаться в бюджет 50-60 тысяч. Это фотоаппарат, пара недорогих объективов, вспышка, штатив. А при бюджете в 100 тысяч можно вообще хорошо «развернуться» и закупиться. В принципе все зеркальные камеры любых фирм примерно одинаковые. Единственное, что могу сказать – лучше иметь хорошее стекло, чем хорошую «тушку». То есть, многое зависит от оптики. И все же дело не в волшебной палочке, а в волшебнике. Ну, а верхних пределов в профессиональной технике не существует. Например, есть объективы от 1,5 млн рублей. Просто в Братске не окупишь и не отработаешь эту технику. Нет у нас настолько дорогих заказов на свадьбы или на рекламу. 40 тысяч за свадьбу в Братске – это круто. А для Москвы и 400 тысяч за свадьбу – не предел.
- Можно ли в Братске заработать на фотографии?
- Если ты обработал много детских садов и школ – то да, можно. Либо надо делать дешевые, интересные фотосессии, при этом часто меняя интерьеры. Миллионером, конечно, не станешь, но на хлеб с маслом хватит.
К тому же в Братске много людей, которым не нужны профессиональные фотографии. Люди, у которых есть чувство вкуса, часто уезжают из нашего города. В плане хорошей клиентуры мы обделены. То же самое, я думаю, скажут театралы.
- В последнее время что-нибудь изменилось в фотографических жанрах? Были какие-то из прежних жанров «утеряны»?
- Жанров очень много. Так, есть предметники, которые снимают натюрморты или определенные объекты, например, продукцию косметических компаний. Есть чистые ювелирщики (в Братске это не востребовано). Есть просто хорошие портретисты. Есть чистые свадебщики. Есть категория автомобильных фотографов. Есть спортивные специалисты – их техника «заточена», потому что у них другие условия съемок, которые значительно отличаются от общеизвестных. Есть «экстремалы», например, прыгают с гор, или скалолазы. Правда, в последнее время они перешли на GoPro. Хотя хорошая фотография всегда в цене. Есть фотографы-путешественники, например, ходят по горам.
В маленьких городах, как Братск, преобладают всё же универсалы. То есть, надо снимать садик – давайте садик, надо снимать свадьбу – значит свадьбу.
В старые времена были ремесленники, которые ходили только по школам. И в Братске сейчас есть такие фотографы, не будем тыкать пальцем, которые прошли по всем школам и детским садам, «окучили», грубо говоря. Так отснимут, что смотреть невозможно. Родители потом плюются на фотографии, но зато «дешево-сердито».
Отдельной темой надо затронуть документальные фотографии. В Советском Союзе люди умели снимать «на паспорт». Сейчас очень много «по углам» сидит документалистов. У них, надо сказать, совершенно непонятные условия съемки – буквально стоя иногда снимают, свет безобразный… Люди потом приходят перефотографироваться и жалуются. А кто-то оставляет всё как есть: «Я в паспорт не заглядываю всё равно».
- А у вас есть жанровая специализация?
- У меня есть и хорошие пейзажные работы, и свадебные, и снимаю «ювелирку», и с садами, школами работаю. Я универсал. А душа лежит больше к портретной фотографии.
Раньше фотографов-свадебщиков не уважали: «Ай, вам лишь бы денег содрать». На самом деле свадебщику в течение короткого времени надо найти контакт с молодыми, сделать классные фотографии, успеть запечатлеть все важные моменты, при этом работать без перерыва 12-16 часов. А еще иногда надо снимать свадьбу на следующий день.
- Как вы считаете, где лучше снимать – в студии или за ее пределами?
- В связи с тем, что профессия фотографа стала практически не нужной, все нормальные студии в Братске закрылись. Конечно, есть интерьерные студии – они меняют обстановку, грубо говоря, раз в месяц. А хорошую рекламную фотографию в «интерьерке» практически не снимешь, так как нужен простор, большое расстояние – как минимум 12 метров. К тому же нужны высокие потолки. Если пространства мало, идет «паразитное» отражение от тех же стен, и рисунок получается совсем не тот, который был задуман. Отдает любительством. Поэтому я не понимаю «квартирные студии» - маленькие комнатушки, снимать негде. Конечно, что-то интересное получается, людям нравится. Но с такой фотографией на уровень хорошего журнала не выйдешь.
Сам я за уличную съемку. Ведь в фотографии с естественным светом больше жизни. Когда ты работаешь с парой или детьми на природе, получаются живые, душевные снимки. Особенно хорошо, когда ты чувствуешь свет и цвет: закат, рассвет…
Но есть вещи, которые ты никогда не снимешь на улице. Например, ювелирные изделия. Потом надо учитывать, что в Братске долгая зима и на морозе сильно не поработаешь. А в студии надо уметь пользоваться светом. Поэтому интернет-информация не научит тебя тем вещам, которым ты научишься, работая с тем же освещением на практике.
- Большая ли конкуренция среди братских фотографов? Есть ли она вообще?
- Фотографов в Братске много. Но мы все общаемся и даже иногда встречаемся за чашкой кофе. Раньше было сложнее – фотографы не любили общаться: вдруг кому-то расскажешь какую-то «фишечку» и потеряешь работу. Сейчас с этим делом проще – ребята общаются, «стариков» потихоньку сдвигают… Ну, а кто будет в 60 лет скакать на свадьбе? Там же надо быстро и много перемещаться, всё успевать.
- В Братске много мест для съемок?
- Очень мало мест и они все заезженные. Конечно, можно менять ракурсы… Но по большому счету, в Братске бедновато с шикарными местами. Даже приезжаешь в Иркутск – снимаю я одинаково, что тут, что там – от иркутских фотографий совсем другой отклик идет. Взять ту же архитектуру – там она более богатая. У нас нет ничего старинного, нет никаких колонн… Хотя хороший фотограф в любом месте должен снять красиво.... Даже ведром! (шутка).
- Дайте совет тем, кто хочет сделать качественную фотосессию.
- Обычно как выбирают фотографа? Понравились снимки – заказали фотографа. Но я всем женихам и невестам всегда говорю: «Пообщайтесь с фотографом до свадьбы». Всякое же бывает, не идет контакт - и всё тут, возможна личная неприязнь – так фотографии точно не получатся. Плохо, когда первая встреча фотографа и клиента случается только в день самой свадьбы. Поэтому еще я бы всем рекомендовал делать предварительную фотосессию – поработать вместе, снять «love story». К тому же, потом делается ролик из фото, гости на свадьбе смотрят его и «рыдают» от восторга. Да и на предварительной фотосессии люди привыкают друг к другу, знают, чего от них хочет фотограф, пропадает чувство стеснения.
- Следите ли вы за новинками, тенденциями? Что отличает современные фотографии?
- Я недавно «мониторил» интернет по этому вопросу, потому что надо быть в курсе новинок, так как спрос на фотографов постепенно снижается. По крайней мере, в далеких сибирских городах. И на одном интернет-форуме фотографы пришли к такому выводу, что раньше фотография была ближе к искусству, и главным критерием было слово «красиво», то есть, нравится - не нравится, восхитительно, прекрасно. А сейчас основной критерий «прикольно – не прикольно», забавно, круто. Красота роли не играет, надо удивлять. Потому что настолько много материала, настолько люди «наелись»… Есть модные порталы, где в ТОП выбирают фотографии, на которые смотришь - и не понимаешь, как их выбрали туда. Зато "такого еще не было".
- Дайте совет начинающему фотографу.
- Смотреть работы хороших фотографов в интернете. Смотреть работы всех великих художников. Особенно классиков – у них шикарная работа со светом и композицией картины-кадра.
Фотограф должен быть влюблённым в жизнь. Фотограф должен находить контакт со всеми клиентами и даже влюбляться в человека, которого снимает. И одновременно влюблять человека в себя. Причем, очень быстро.
Вопросы задавала
Олеся КЛЕШКОВА
|