(Продолжение. Начало в № 2 от 15.01.2016 г. по № 12 от 24.03.2017 г.)
До триумфального развития Байкало-Амурской магистрали, которое приходится на конец 70-х и 80-е годы прошлого столетия, еще далеко. Но именно в 1974-м, который мы вспоминаем в проекте «Время, назад!», строительство северного железнодорожного пути было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
Случилось это в апреле на 17-м съезде ВЛКСМ. И как двадцать лет назад, опять в Сибирь со всей страны потянулась молодежь. Через два месяца после съезда сформировала свой ударный отряд и комсомолия Братска. В ДК «Лесохимик» на первом собрании будущих строителей «магистрали века» приветствовал первый секретарь горкома ВЛКСМ Александр Хлопков. Руководителями отряда были назначены Владимир Цветков и Сергей Большаков. Большинство добровольцев стали трудиться в составе строительно-монтажных поездов «Ангарстроя».
В газете «Красное знамя» на долгие годы появляется рубрика «БАМ – стройка века». Редакция создает рабкоровский пост на строительстве БАМа, нередко командирует на объекты не только Братского, но и Усть-Кутского, Казачинско-Ленского районов своих штатных журналистов. Так, Савелий Розенталь пишет об уникальной экспедиции, основал которую братчанин-радиолюбитель, начальник связи Порожской сплавной конторы Виталий Лукашов.
Через центральный радиоклуб СССР он высказал идею побывать на строительстве магистрали и оттуда выйти на связь со всеми континентами планеты. С поддержки ДОСААФ слесарь БЛПК Игорь Романов, слесарь ГЭМ Алексей Писковой да еще пять радиолюбителей из других городов во главе с Лукашовым в течение 12 дней с трассы и поселков БАМа на самодельной радиостанции сумели провести 3820 сеансов радиосвязи с 90 странами мира.
Строители благодаря радиолюбителям смогли услышать слова поддержки и восхищения их трудом из США и Индии, Японии и Австрии, Москвы и Праги, других стран и городов.
И молча знамя целовал...
У Братска особый вклад в историю БАМа. В наших местах не закладывались первые кирпичики известных позже бамовских городов, поселков, станций. Но именно наш город перед главным рубежом принимал добровольцев, формировал отряды. До отправки на «передовую» парни и девчата несколько месяцев набирались опыта на промпредприятиях Осиновки, заводах железобетонных изделий. Так было и с отрядом Владимира Сухих. Парень прибыл из Полтавы, на заводе ЖБИ сформировал молодежное звено. Вскоре это звено включили в состав вновь созданного СМП -571. 28 человек вошли в третий десант, которому предстоял путь на Улькан. Провожая ребят, начальник «Ангарстроя» В. Бондарев рассказал, что предыдущий братский десант успешно трудится в Магистральном. За короткий период строители построили 33 палатки, хлебопекарню, столовую-котлопункт, два продовольственных склада, баню, магазин, два общежития и 12 сборных домов.
На торжественных проводах присутствовал и первый секретарь Падунского райкома комсомола Василий Швайкин. Прямо в день отправки отряда он вручил комсомольские билеты первопроходцам БАМа Николаю Проваде, Виктору Баринову, Николаю Дубровину, Валерию Рыжкову, Николаю Никулину, Виктору Меркулову. Почетно и трогательно. Но больше всего тронула атмосфера проводов. Вот как передает ее «Знаменка»:
«С новенькими билетами в руках встали ребята с мест, замер зал, когда Владимир Сухих от имени отряда зачитывал клятву верности молодых делу партии со словами: «Мы, посланцы Ленинского комсомола, клянемся досрочно в 1978 году уложить рельсы на Западном участке БАМа. Клянемся свой трудный путь пройти от начала и до конца». «Клянемся, клянемся, клянемся», - пронеслось по рядам. И когда утихло эхо с последнего, Владимир Сухих припал на колено и поцеловал знамя Братского комсомола.
Трогается состав, вагоны движутся на север, а места в них заняты ребятами, которые идут в этой жизни с девизом: не каждому дано так щедро жить, друзьям на память города дарить».
Не отставала от участия в стройке века и пионерия. Школьники Братска включились во Всесоюзную операцию «БАМу – пионерские рельсы». К концу первой четверти учебного года в 1974-м пионеры города собрали 222 тонны металлолома. Лучшие результаты – по 34 тонны – были у дружин имени Рихарда Зорге школы №1 и имени Свердлова школы №23. Ребята, собирая металл, после школы мечтали увидеть себя в ряду строителей БАМа.
В этот же год Братский общетехнический факультет Иркутского политехнического института преобразован в полноценный филиал вуза. В связи с сооружением магистрали возникла необходимость в квалифицированных кадрах инженеров-электриков, автомобилистов, строителей. Братский филиал вскоре встал перед необходимостью открытия новых специальностей, в том числе в области лесоинженерного дела, экономики, организации строительства. Резко к этому времени подскочило число обучающихся, оно превысило две тысячи человек. Каждый из выпускников видел себя полезным при освоении магистрали.
Иностранный турист любил порыбачить
А пока братчане мечтали о романтике новых мест, город набирал популярность у туристов, желающих понять секрет романтики нашего края. К тому времени уже ровно 10 лет в Братске работало отделение «Интуриста». На первых порах два гида и переводчик так выстраивали экскурсии, что два объекта показа – Братская ГЭС и башня Братского острога были представлены одним днем. На дольше они в нашем городе не задерживались.
К 1974-му, когда управляющим отделения «Интурист» в Братске стал Игорь Федченко, в городе многое изменилось. В распоряжении «Интуриста» появились современная гостиница «Тайга» с хорошими номерами, рестораном, комфортабельные автобусы. Число объектов выросло до 26. Как рассказал газете Игорь Алексеевич, туристы из ГДР, Польши, Японии, США, Канады, ФРГ, Франции с интересом посещают БЛПК, теплично-парниковый совхоз «Пурсей», библиотеки, школы, базы отдыха, санную трассу. Очень приветствуют прогулки по водохранилищу с рыбалкой.
Братское отделение на тот момент приносило неплохие доходы: свыше 1250 тысяч рублей в год при плане один миллион. В 1974-м было принято у нас 6436 иностранных туристов. И это на 1850 больше, чем в предыдущем. На перспективу Братск планировал отдых для зарубежных гостей в осенне-зимний период с лыжными прогулками и другими русскими забавами.
До первого троллейбуса рукой подать
Из событий, захватывающих весь город, в 1974-м стало строительство троллейбусного депо и связанных с ним линий. Первый камень на месте будущего депо был заложен еще в 1969-м. Город долго стоял перед дилеммой в выборе электротранспорта – трамваем или троллейбусом. Решение родилось в пользу второго, который бесшумный и экономичный.
Решили не только с видом транспорта, но и с финансами. Объект стоимостью около пяти миллионов рублей в равных долях договорились оплатить Совет Министров РСФСР и БЛПК. Проектировщики занялись строительной документацией. Даже работы начались, но тут выяснилось, что проект устарел, потребовалось время на доработку. В совокупности все причины привели к тому, что активно работы развернулись только в 1974-м. Этот год планировался быть пусковым для братского троллейбуса. По факту дата сдвинулась на февраль следующего, о чем мы расскажем в других выпусках проекта «Время, назад!». А пока вспомним еще один важный для города объект.
Строчки-сорочки
В последние дни 1974-го Братск принял в эксплуатацию швейную фабрику. Огромное четырехэтажное здание, ныне знакомое горожанам как торговый комплекс «Байкал», получило символический ключ к своему открытию. Но еще задолго до торжественного дня будущие работники фабрики помогали строителям наводить лоск в производственных цехах.
Первым директором был назначен Виктор Абдулхаков. Начальниками цехов стали Э. Морозова, Л. Иовенко, Г. Брюханова. А профессия швеи настолько обрела популярность, что строители, связисты, педагоги с радостью осваивали новое дело и меняли профессию. К концу первого года жизни на «швейке» трудились 1350 человек. Работали в две смены. Это потом, спустя несколько лет, Братская фабрика перейдет исключительно на выпуск мужских сорочек, а вначале здесь было все – сорочки, платья, куртки, постельное белье, школьная форма.
За границей швейных машин и раскройных столов коллектив фабрики жил яркой жизнью, в которой было место творчеству, спорту и даже издательскому делу. Здесь выходила своя газета «Швейница». Все годы и до сегодняшнего дня наша газета дружна со швейной фабрикой. И пусть теперь от нее осталось только небольшое производство, но и в таком варианте сама фирма живет. Ее умело ведет Ольга Большешапова.
Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)
|