Если сейчас выйти на улицу и опросить сотню автомобилистов, то большинство скажет, что недолюбливает представителей этой профессии. Однако, «случись чего», именно к ним они сразу спешат за помощью. Интересно, а что, в свою очередь, думают эти люди о водителях? В канун профессионального праздника – Дня работников органов внутренних дел, «Знамя» отправилось в гости в дежурную часть ГИБДД по Центральному округу, чтобы взглянуть на работу инспекторов изнутри.
Пятница, 4 ноября, в Братске праздник – День народного единства, но не для нас. В 8 утра, вместе с лейтенантом полиции Романом Печериным, заступаем на смену в дежурную часть. Поскольку в стране официальный выходной, здание ГИБДД на Пихтовой, 36, закрыто. Здесь, не считая журналиста «Знаменки», всего три инспектора. Именно им предстоит в случае чего разбираться со всеми ДТП в Центральном округе. Если честно, то кажется, что немного. Но после реформы МВД штат инспекторов значительно сократился (примерно на 40%). Зато остались самые лучшие.
Полицейские принимают смену: накануне в Братске и Братском районе было зафиксировано 6 аварий (сейчас это некий среднестатистический показатель), знакомятся с рапортами и ориентировками, получают оружие. А я пока осматриваюсь: бывшее здание детского сада, где сейчас размещается ГИБДД, уже просит косметического ремонта. Но это не мешает работающим здесь людям выполнять свои трудовые обязанности. Не должно это мешать и посетителям, для них есть стенды со всей необходимой информацией: куда, к кому и с какими документами…
Помещение дежурной части небольшое, зато все под рукой. Инспекторы работают сутки через трое, поэтому есть небольшая комната отдыха. Вот только отдыхать получается далеко не всегда. После упомянутой выше реформы работы у сотрудников прибавилось. Впрочем, все зависит от количества случившихся в городе дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
- Если честно, то гадать о том, сколько работы выпадет на смену, нет никакого смысла. Сколько ни пытались найти какую-то закономерность – нет ее, – рассказывает Роман Печерин. – Главное, чтобы не было аварий с пострадавшими, это самое трудное в нашей работе.
Однако минуту спустя мой собеседник добавляет: на выходных аварий бывает побольше, видимо, люди расслабляются, отдыхают, поэтому в такие дни ДТП случаются чаще. А еще на количество аварий влияют дорожные условия: плохая видимость, гололед, снег или дождь, туман…
За окном праздничный выходной, погода, близкая к нулю, а накануне в городе выпал обильный снег. Смена обещает быть непростой. Но пока телефон в дежурной части молчит, можно еще поговорить с Романом. Он инспектор во втором поколении. Его отец – Печерин Леонид Михайлович отдал службе в органах более 30 лет. Начинал рядовым инспектором ГАИ, а на пенсию ушел майором с должности государственного инспектора РЭО ГИБДД.
- Детство свое хорошо помню, когда отец приезжал домой на обед, я залезал в его милицейский УАЗик и представлял, как сам, когда вырасту, буду на нем работать, – вспоминает Роман Печерин.
После школы молодой человек поступил в Братский государственный университет (решил, что высшее образование всегда пригодится). Затем отслужил положенный срок в армии и пришел устраиваться в ГИБДД. Было это 8 лет тому назад.
- Начинал, как и отец, с самого начала – занимался профилактикой, работал, как говорится, на линии – на улицах. Спустя 5 лет начальство заметило, мол, толковый инспектор, предложили пойти в дежурную часть, – рассказывает о своем повышении лейтенант.
Возможно, кому-то покажется, что 8 лет в одном звании – это долго, но Роман к этому относится так, как и положено честному человеку в погонах – спокойно и рассудительно: в моей должности – инспектор ДПС звание лейтенанта полиции – это «потолок», но если буду хорошо работать, то это кто-нибудь обязательно заметит…
И тут зазвонил телефон!
К зданию ГИБДД подъехали участники небольшого ДТП, необходимо было выйти зафиксировать факт аварии и оформить необходимые документы. Теперь, согласно постановлению правительства, чтобы сэкономить время участникам небольших аварий, где ущерб маленький и у автомобилистов нет разногласий, им достаточно позвонить в дежурную часть, зафиксировать (сделать снимки, например, на мобильный телефон) место ДТП и приехать в ГИБДД. Это был как раз такой случай.
- Новое постановление не только нам облегчает работу, но и значительно экономит время участникам движения. Ведь, согласно правилам, я должен в первую очередь выезжать на ДТП с пострадавшими, а уже потом на все остальные в порядке очередности. Раньше участникам незначительных аварий иногда приходилось и по 3, и по 5 часов ждать инспектора. Сейчас все гораздо проще, – говорит лейтенант полиции.
Авария и правда была незначительной, а потому спустя 20 минут, за которые инспектор успел записать все показания и оформить необходимые документы, мы продолжили наш разговор.
Поинтересовался мнением профессионала о том, не стало ли в последнее время больше аварий. И в чем, на его взгляд, причины участившегося в последнее время хамства и неуважения на дорогах, которые отмечают многие водители со стажем?
- Интенсивность дорожного движения повысилась: автомобили стали мощнее, их больше. Все это, скажем так, не способствует снижению аварийности на дорогах, – считает Роман Печерин. – А уважение, так его в целом в нашей стране стало меньше, и поведение на дорогах – это как срез общероссийского тренда.
Разговор опять коснулся реформирования (читай – сокращения) МВД – темы по-настоящему больной для полицейских.
- Вы же видите, что на дорогах стало меньше инспекторов ДПС. А между тем, это, на мой взгляд, пока самый действенный способ борьбы с нарушителями ПДД в нашей стране, – уверен лейтенант полиции. – Вы же не думаете, что нам доставляет удовольствие закрывать собой эту амбразуру негатива, который обрушивается на нас за то, что мы людей штрафуем. Не все понимают, что для них же стараемся, чтобы не было происшествий.
А ведь, похоже, прав Роман Печерин. Какому водителю хотя бы раз в жизни не хотелось оштрафовать молодого лихача на разрисованной «восьмерке», создающего аварийную ситуацию на дороге, или обнаглевшего нувориша на дорогой иномарке, наплевавшего на всех и перегородившего проезд, чтобы поговорить по мобильному телефону…
И тут в дежурной части вновь зазвонил телефон!
Что говорил звонивший, мне разобрать не удалось, но голос у человека был возбужденный. А вот лейтенант Печерин, наоборот, был спокоен, по-деловому собран, вопросы задавал по существу. Авария произошла на Муханова. На основе взаимных претензий у водителей сложилось непонимание относительно виновного. А раз так, то надо выезжать на место.
За несколько минут, пока прогревали патрульный автомобиль, инспектор Печерин, основываясь на показаниях участников ДТП, уже обрисовал картину: автомобиль иностранного производства «догнал» другую машину, собранную также за пределами России. И уже по дороге продолжил: - Наиболее распространенные в Братске аварии происходят из-за несоблюдения дистанции и неправильно выбранного скоростного режима, а также в результате перестроения из одной полосы движения в другую.
Уже на месте «диагноз» инспектора подтвердился. Говорят же, что наблюдать за работой профессионала – одно удовольствие. Это удовольствие я получал, отойдя в сторонку, чтобы не мешаться. А тем временем инспектор ДПС внимательно изучил и зафиксировал повреждение транспортных средств, в том числе и их обломки, расположение автомобилей на проезжей части и еще много всего того, что было непонятно дилетантам.
- Бывают разные ситуации, в том числе и такие, когда оба участника убеждены в своей правоте. Здесь важно спокойно оценить обстановку. Ну и многое становится понятно из объяснений водителей: мы спрашиваем, кто как двигался, какие маневры в этот момент совершали другие участники движения. Смотрим, как работают светофоры и другое, – рассказывает Роман Печерин. – Опять же сейчас многие используют видеорегистраторы, которые тоже нам в помощь.
Едем обратно в дежурную часть, обсуждаем случившееся ДТП. Точнее будет сказать, это меня распирает от вопросов, Роман же на них отвечает.
- Выезжая на ДТП, не всегда знаешь, что тебя там ждет. Люди, как правило, в возбужденном состоянии. Как психологически справляетесь с этим?
- Многое, конечно, становится понятно уже после телефонного звонка, поэтому мысленно готовишься. Если человек в шоке, необходимо привести его в нормальное состояние – дать посидеть, успокоиться, в общем, понизить уровень адреналина в крови, а уже потом можно с ним поговорить.
- Но к чему-то, вероятно, невозможно подготовиться?
- Да, когда в ДТП есть пострадавшие. Особенно, если летальный исход. Это, пожалуй, самое тяжелое в нашей работе.
- А что самое приятное в вашей работе?
- Ну, мы же тоже люди. Поэтому, наверное, как у всех – когда благодарят за хорошо сделанную работу.
- А часто благодарят?
- По-разному. Хотя, наверное, не часто, поэтому такие случаи запоминаются.
- Последний, который запомнился?
- Весной. Мужчина ехал из Усть-Кута в Иркутск. На перекрестке Курчатова и федеральной трассы Вилюй попал в ДТП. Столкнулись не сильно, по касательной. Я приехал, оперативно оценил обстановку, принял единственное верное решение, выдал все необходимые документы и через час человек уже ехал в Иркутск. Спустя несколько дней из иркутского главка пришло сообщение, что этот водитель зашел на сайт инспекции и оставил там свою благодарность. Я еще удивился, что, когда он уезжал, спросил у меня номер нагрудного знака и удостоверения…
По приезду в дежурную часть инспекторы сели за работу с документами по ДТП с Муханова. Меня же по-прежнему распирало от вопросов, и я с нетерпением ждал, когда они закончат…
Но тут опять зазвонил телефон…
P.S. Всего в тот день было зарегистрировано 5 ДТП, все без пострадавших.
Алексей ВАСИЛЬЕВ
|